суббота, 2 февраля 2008 г.

Иволгинский дацан. Чойра дуган.



Здесь краткая компиляция истории Иволгинского дацана. Полный текст доступен по адресу: История Иволгинского дацана

В 1922 году на II духовном Соборе буддистов СССР в г.Улан-Удэ разработан новый административный принцип организации Буддийской церкви, тогда же Комитетом бурят-монгольской культуры была выработана и опубликована программа обновления ламаистской религии. В 1928 году состоялся III духовный собор, где, помимо прочего, Галсанов Хайдуп был избран и.о. председателя Центрального Духовного Совета буддистов Восточной Сибири. После революции в Бурятии функционировало 47 дацанов и дуганов, а при них порядка 10 тысяч человек — служителей культа.

Однако, в 30-х годах строения разрушили, а лам с учениками — разогнали или посадили. В частности, Галсанов Хайдуп 28 ноября 1931 года Коллегией ОГПУ приговорен к 3 годам высылки по ст.58-2 УК РСФСР (Контрреволюционные преступления: вооруженное восстание или вторжение в контрреволюционных целях на советскую территорию вооруженных банд, захват власти в центре или на местах). Реабилитирован 02 ноября 1989 года Прокуратурой РБ.

Летом 1944 года Галсанов с представителями ламства и верующих собрали средства в Фонд обороны. Несколько человек поехали в Москву сдать деньги (350 тыс. рублей). Галсанов получил благодарность от Сталина, добился аудиенции. Сталин потребовал бумагу за подписью шестнадцати человек, чтобы разрешить религиозную деятельность. Старые ламы не разрешили молодым подписывать, боялись за них. В Верхней Иволге было много пришедших из тюрем старых лам, которые отсидели по 10 лет. Они подписали бумагу. Сталин разрешил.

Примечательно, что в опубликованных воспоминаниях нет содержимого письма с 16 подписями. Ответ Сталина тоже не документирован. Что он разрешил? В каких словах? И в наше время (январь 2008) жалуются:
«без разъяснений и с разночтениями в правовых актах употребляются термины: «религиозная деятельность», «культовая и иная религиозная деятельность», «деятельность религиозного объединения», «богослужения и другие религиозные обряды и церемонии» и пр.» (Актуальные вопросы хозяйственной деятельности...)

Вскоре после этого нарком Госбезопасности БМАССР пишет: «Буддийское духовенство активизировало антисоветскую и ламско-религиозную работу среди населения. Ламство стало активно заниматься нелегальной религиозной деятельностью, совершая религиозные обряды и молебствия с массовым привлечением верующих.». Нарком перечисляет факты пожертвований от мирян ламам. Во-первых, хотя Сталин и разрешил, юридического основания под деятельность лам-священников и лам-медиков не подвели. Например, баранов им жертвовали тоже нелегально, да ещё и из колхозного имущества. Подобная ситуация власть не устраивала. Во-вторых, за бродячими ламами трудно присматривать. Нарком, несмотря на «антисоветский» характер деятельности, пересадить лам не предложил. Вместо того он предлагает открыть (два!) буддийских храма.

За этим последовало постановление Совнаркома БМАССР от 2 мая 1945 г. за №186-ж об открытии буддийского храма «Хамбинское Сумэ» в улусе Средняя Иволга.

Совет Народных Комиссаров БМАССР постановляет:
1. Удовлетворить ходатайство групп верующих об открытии буддийского храма «Хамбинское Сумэ» в улусе Средняя Иволга.
2. Передать помещение бывшего молитвенного дома Маани религиозной общине под буддийский храм «Хамбинское Сумэ».
3. Представить настоящее постановление в Совет по делам религиозных культов при СНК СССР на рассмотрение.

Местные власти предложили строить на Лысой Горе (сейчас именно там стоит буддийский центр Римпоче Бакша), но ламы отказались. Иволгинские ламы (бывшие ламы Янгажинского дацана) хотели, чтобы строили ближе к ним. Колхоз «им. Сталина» отказал в хорошей земле. Пришлось строить в болотистой местности, где дацан стоит и поныне.

Габжа лама Сартул-Булакского дацана Лубсан Нима Дармаев был членом Центрального Духовного Совета. 15 апреля 1943 арестован НКВД БМАССР по ст.58-1 УК РСФСР (Контрреволюционные преступления: измена Родине), а через полтора месяца освобождён. Собирал средства в Фонд обороны, ездил в Москву. В мае 1946 года совещание представителей верующих буддистов и лам выбирает его председателем Временного Центрального Духовного Управления буддистов – Пандидо Хамбо ламой. Тогда же обсудили и приняли патриотическое обращение ко всем верующим буддистам и духовенству на старомонгольском языке. Вот отрывок в переводе Гармаевой Х.Ж.:

«Ом! Да Будет Благоденствие!

Благословением благодетельного ламы, Трех Драгоценностей и бхагаванов, татхагат, архатов истинно совершенных, всех будд и бодхисаттв трех времен десяти сторон света, мы все, почитающие буддийскую религию, преисполненные добродетелями верующие, избавившись от нисваниса, живем счастливой жизнью, которая (представляет собой) высшую ступень (развития) человечества и преклоняемся счастливым стопам преисполненного солнцем великого Сталина, ставшим вождем — олицетворения сущности тела, мысли и всех познаний ради пользы всех (живых существ), одержавшего победу над дьявольскими черными и желтыми фашистскими врагами, превратив их в прах.»

Немногие тексты могут сравниться по силе с этим обращением. Полностью прочитать его можно здесь: История Иволгинского дацана

На съезде также было принято «Положение о Буддийском духовенстве в СССР».

На фотографии — первый дуган дацана. Из постановления Совнаркома БМАССР (выше) видно, что изначально существовал какой-то молитвенный дом. Одни источники утверждают, что дом для дугана куплен на собранные деньги в декабре 1945 года. Другие источники говорят, что дом был пожертвован бурятской семьёй. Возможно, пожертвован ещё в качестве молельного дома? Уже в 1947 году было решено перенести дуган на новое место. В течение полугода был поставлен дуган и к нему новая пристройка. В 1948г. был достроен второй этаж. В ноябре 1948 г. Хамбо лама Дармаев из Закамны привез позолоченный ганжир (навершие на крыше) и хорло с двумя ланями (наверху террасы). До 1951 года дом стоял одиноким. Тогда выделили землю для монастырского комплекса и только в 1952 году её обнесли оградой. После 70-х годов в дугане размещалась библиотека. С 1994 г. после образования дисциплины Чойра (Цаннит) он преобразован в аудиторию для занятий по буддийской философии.

Комментариев нет: